Как я однажды был актером
(Быль)
Звучит команда «мотор», и
начинается самое невероятное таинство, имя которому кино. Пронзительный свет
софитов, выразительные лица актеров – ты попал в сказку!
Было это в далеких 80-х. С
друзьями-студентами шел я на съемки «своего» первого фильма. Просто нам
предложил подзаработать знакомый студент с театрального института: нужны были
люди для «массовки». За час обещали рубля четыре, а для нас, студентов, это
было немало. С трепетным сердцем
предчувствовали мы встречу с миром прекрасного искусства .. и хрустящими купюрами.
И вот гостиница, где
разместилась съемочная группа. Нас, а это четыре изголодавшихся студента,
пригласили подождать немного в номере. Наконец помощник режиссера принес четыре
дешевых бутылки вина и коротко рассказал о том, что от нас нужно.
Как оказалось, снимался
документальный фильм Ростовской киностудией. Он должен был рассказать о судьбе
парня, попавшего в юности в плохую кампанию. За драку попал на скамью
подсудимых, а потом – в колонию. Вот там, в колонии, и произошло переосмысление
поступков, своих обязанностей перед обществом. Парень за хорошее поведение был
освобожден досрочно, устроился на завод и стал передовиком. Встретил хорошую
девушку, которая его полюбила, и создал крепкую советскую семью. Теперь уже подрастают
дети, парень, теперь уже настоящий мужчина, пользуется заслуженным уважением в
коллективе. В семье лад и достаток.
На роль главного героя этой
документальной киноленты пригласили парня, который действительно прошел такой
путь. Фильм должен был стать хорошим примером для оступившихся ребят, которым
общество давало возможность стать на правильный путь.
- А зачем вино? –
поинтересовались мы у помощника режиссера.
- А чтобы все было по
настоящему, - ответил он и добавил: - Но вы только все сразу не пейте, чтобы на
несколько дублей хватило.
Потом наш работодатель
немного подумал и принес еще две бутылки:
- Погрейтесь.
Мы, конечно, погрелись. А
здесь уже и на съемки идти нужно. Эпизод снимали во дворе многоэтажного дома.
Сначала подготовка к первому дублю. Снималась сцена, в которой молодые люди
выпивают, сидя на ящиках во дворе дома. Ящики нашли здесь же – видимо их
использовали с такой же целью, но только в реальной жизни. По сценарию, после
выпивки должна была возникнуть драка. В это время подоспевает машина
патрульно-постовой службы и хулиганов задерживают.
Загораются софиты и
объявляется первый дубль. Мы вчетвером и главный герой рассаживаемся на ящиках,
потом достаем «бухало». И все так получилось знакомо, как в реальной жизни.
- Открывайте бутылку! –
кричит режиссер.
Как открыть, когда пробка
пластмассовая, а никаких колюще-режущих предметов, даже у главного героя, нет.
Были тогда такие противные пластмассовые пробки, которые крепко-накрепко
запирали «чернила». Тогда я, вспомнив былое, подцепляю зубом пробку и ловко
ее сдираю.
- Повторить! – кричит
режиссер. – Больше света! Чтобы вино играло!
Повторяю на другой.
- Еще один дубль! – кричит
оператор.
Наконец все открыто и уже
стоит на ящике.
- Теперь пейте! – звучит еще
одна команда.
С чего пить, когда нет
стаканов? Правильно, остается применить проверенный способ – «с горла».
- Хорошо, хорошо! - кричит
оператор. – Квалифицированные актеры попались. Больше света, чтобы вино играло!
Выпили. Закуски, конечно же,
никакой нет. Совсем как в жизни! Вот он, социалистический реализм, в действии.
-Хорошо! – кричит опять
режиссер. – Второй дубль.
- Какой второй дубль, когда
все вино уже выпито! – возмущаемся мы.
- Принесите им еще! –
командует режиссер. – Там, в съемочном автобусе, два ящика вина.
Второй дубль, третий …
закуски нет.
-Хватит! – командует
режиссер. – Это можно принять.
Так мы уже приняли.
-Теперь сцена драки!-
распоряжается громким голосом режиссер. – Дубль первый. Мотор!
Драка получилась весьма
реалистичной – так выпили ж немало. Все выкачались в грязи.
- Хватит, хватит! –
останавливает режиссер. – Хорошо у вас получилось.
Мои товарищи почесывают кто
бок, кто голову, явно готовые продолжить…
- Вот в 75-ом была у нас
драка на «Шариках»… - с ностальгией вспоминает главный герой.
- Все, все! – спешит снять
все необходимое режиссер. – Теперь выезжает милиция.
И здесь действительно из-за
угла дома выезжает милицейский “УАЗик» и резко тормозит около нас. Открываются
дверцы и из машины и из нее ловко выскакивают парни в милицейских фуражках.
(Нам потом сказали, что это была лучшая патрульно-постовая группа в городе.)
И здесь мы без всякой команды
срываемся с места и несемся так, что только ветер свистит в ушах. Нет,
милиционеры нас не догнали. Мы, как зайцы разбежались по двору.
- Довольно! – кричит режиссер
на милиционеров. – Разгоните мне актеров “массовки”.
Останавливаемся все , тяжело дыша. Гулко стучит сердце – а могли бы догнать. Тогда, точно, выпрут из
института.
- Хорошо получилось, - кивает
головой оператор. – Больше дубля не нужно.
- Теперь сцена задержания! –
не успокаивается режиссер. – Возьмите вот того, самого шустрого.
Милиционеры взяли одного из
нас и стали крутить ему руки. Мы покорно стояли в стороне – это же понарошку!
- Снято! – командует, наконец, режиссер. – на сегодня все.
Софиты погасли – чудесный
свет фантазии и творчества исчез. Милиционеры курили возле своего “УАЗика”, зло
поглядывая на нас. Из автобуса съемочной группы начали выносить главного героя.
- Что с ним? – заволновались
мы.
- Да ничего, - буднично
пояснил помощник режиссера. – Просто выпил лишнее. В автобусе ящик с вином
остался, так он приложился на халяву.
Главного героя, как павшего
воина, бережно, на руках. Поднесли к “УАЗику” и стали грузить.
Куда его? – испуганно
поинтересовался я.
- Домой, - равнодушно объяснил
осветитель, который рядом со мной собирал свои осветительные приборы. – Каждый
день таким домой привозят. Жена говорила, что больше не пустит на съемки.
Дверцы “УАЗика” брязнули и он отчалил.
Лучшая патрульно-постjвая группа городского отдела милиции повезла пьяненького
главного героя домой. Мы придвинулись к дверям съемочного автобуса – нам должны
еще честно заработанне рубли. Из
автобуса вылез ла солидная женщина с ведомостью. Но почему-то она зажимала нос
двумя пальцами.
- Стошнило бедного героя, - пояснила она
режиссеру, который подошел к нам.
Состоялся
оперативный расчет и усталые и довольные мы отправились восвояси.
Комментариев нет:
Отправить комментарий