Лучше всего смеяться
только над собой
Согласен, что смех – это не абсолютное
благо. Все зависит о того, кто над кем смеется. Недаром говорят, что
хорошо смеется тот, кто смеется без последствий.
Попробуйте посмеяться ад своим непосредственным начальником. Все понятно –
придется искать новое рабочее место. Попробуйте посмеяться над «крутым»…
Да что здесь говорить - и так все понятно.
Но, к сожалению, мы, по-прежнему, смеемся над людьми. Делаем часто это, может
быть, по своей природной дурости или легкомыслию. Да и злоба, накопившаяся в
человеке, часто выплескивается в виде смеха, объектом которого являются другие.
Один мой знакомый говорил, что самый искренний смех – злорадный. Может быть,
это и так…
Было это в далекие советские годы. Сидели мы
со своим приятелем Александром на занятиях школы молодого коммуниста. Была и
такая форма работы с молодыми коммунистами в нашем университете. В небольшой
аудитории полно народу – все студенты разных факультетов университета. Сидим,
слушаем нашего преподавателя. А он уже в возрасте. На грушеподобной голове
редкие кустики бесцветных волос, лицо одутловатое, глаза какие-то оловянные.
Наш руководитель школы привычно ведет очередные занятия, темой которых является
Ленинский комсомол. Как известно, тогда это был резерв и помощник партии.
Преподаватель, а это кандидат исторических наук, бесконечное число лет
трудившийся на кафедре истории КПСС, поручает сделать доклад студенту
исторического факультета. Тот выходит, как говорится, к доске и начинает читать
о героической истории комсомола прямо со своей объемной курсовой работы. Он
что-то заунывно бубнит, стараясь не сбиться. Наш «препод» что-то вписывает в
свой «гроссбух». Слушатели школы тихо и мирно почитывают конспекты или
учебники, готовясь к семинарским занятиям. Только нам с Александром приходится
делать вид, что мы слушаем. Просто мы сидим за первым столом, и преподавателю
все видно, чем мы занимаемся. Понятно,
если «настучит» нашему декану, то придется распрощаться со стипендией. Декан у
нас крут.
Под монотонное бормотание докладчика веки
сами смыкаются и голова, словно с горки, катится в низ. Ты вздрагиваешь - и
внезапно просыпаешься. Несколько секунд «одурело» смотришь вокруг, мол, идее я?
Но потом снова впадаешь в полусонное забытье, и все повторяется снова. Словом,
мучение какое-то! Впору спички между век вставлять. Недаром говорится, что хуже
всего ждать и догонять. Мне кажется, что ждать хуже всего, если ты сидишь на
нескончаемом собрании, и выступающий о чем-то бубнит уже второй час. С таким
настроением мы и ждали конца «пары». На перемене пошли в туалет, покурили,
умылись и снова на бесконечное занятие школы. Занятие, которое, по большому
счету, только для «галочки», так как никому не нужно.
Вдруг Александр толкает меня в бок. Я
просыпаюсь - и с удивление смотрю на него. Лицо его оживленное и лукавое.
- Посмотри, - шепчет он мне на ухо, - наш
«препод» явно перед занятием граммов сто клюнул.
Я смотрю на преподавателя. Он явно тоже «поплыл»
– засыпает под бормотание докладчика. А у стола все тот же студент монотонно
читает свою курсовую о комсомоле, который, как известно, являлся резервом и
помощником партии. У «препода» глаза совсем осоловели и он смотрит куда-то в
сену, что за нашими спинами. Понятно, у него огромный опыт, несколько
десятилетий, выслушивания всякой ерунды.
- Нет, - шепчу я, пытаясь поддержать беседу и
хоть как-то избавиться от дремоты, - граммов пятьдесят «секанул» точно.
Это предположение рождает во мне смех. Он закипает
где-то в желудке и постепенно поднимается к моему горлу, словно «взбодренное»
шампанское. Точно, взболтнул я совсем напрасно. Давление у меня внутри
нарастает, и я, наконец, «прыскаю» от смеха. Стараясь задушить это, как
оказалось непреодолимое желание, закрываю рот рукой и лезу под стол, будто бы
уронив ручку. Там, под столом, подавляю в себе следующий порыв смеха. Немного
подождав, выныриваю, вроде бы, совсем успокоившись.
Но теперь
«прыскает» от смеха мой приятель. Как цепная реакция, «прыскаю» и я. Как
говорится, одна кобыла всех заманила… И как бы мы с приятелем не старались,
смех рвется из нас наружу, словно молодое игривое вино. Преподаватель
«просыпается» и с подозрением смотрит на нас, а потом на докладчика. Потом,
видимо, решает, что это тот что-то «сморозил».
Обращаясь к докладчику, он просит повторить
предыдущую фразу. Ничего не подозревающий докладчик-студент повторяет.
- Продолжайте, - командует ему наш
руководитель школы молодого коммуниста и опять «засыпает».
Последнее происшествие совсем выбивает нас
из колеи. Мы уже не можем сдержаться и по очереди «прыскаем». По аудитории
прокатывается говорок. Наши
товарищи-студенты отрываются от своих книг и смотрят на нас и на преподавателя, не понимая причину нашего поведения. Некоторые
начинают прислушиваться к докладу.
Это еще больше подогревает наш смех, и мы
уже «прыскаем» с неудержимой активностью.
- Выйдите из аудитории, успокойтесь в
коридоре и только потом возвращайтесь! – командует уже совсем проснувшийся
преподаватель.
Мы с Александром пулей вылетаем из аудитории
и мчимся в ближайший туалет. Там неудержимо хохочем. Но, наконец, вроде бы,
успокаиваемся ти, умывшись, возвращаемся к аудитории. Я осторожно приоткрываю
дверь, но снова неудержимо «прыскаю». Чтобы избежать очередного «конфуза»,
захлопываю дверь, и мы опять мчимся в туалет. На второй раз нам удалось без
преград войти в кабинет. Стоим у двери с серьезными лицами, а внутри томится
смех.
Преподаватель, человек интеллигентный, кивает
нам на наши места. Мы входим и садимся. Смех не хочет умирать. Недаром про
такое состояние говорят, мол, смешинку проглотил. Но кое-как мы дотерпели конца
занятий. Только прозвенел звонок, как мы схватили свои «дипломаты» и кинулись
из аудитории. Там, в коридоре, в потоке спешащих студентов, мы, наконец, дали
себе волю - смеялись, как полоумные. Народ на нас подозрительно оглядывался. С
чего мы смеялись, сами не знали. Едва успокоились.
Наш руководитель школы молодого коммуниста
не пожаловался декану, так что нарушителям спокойствия ничего не было. Но через
недельку в фойе университета я обратил внимание на небольшую фотографию в
траурной рамке. Перед ней, на столе, лежали красные гвоздики. Присмотрелся к
фотографии – и узнал на ней нашего руководителя школы молодого коммуниста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий